grt_pretender


Oh yes, I'm the great pretender

Блог о книгах и музыке


Previous Entry Share Next Entry
Мастер-класс от Фреда Херша: джаз и хоралы Баха
grt_pretender


Мои краткие выжимки из статьи Фреда Херша (Fred Hersch) – Back to Bach: Keys to Jazz Piano Prowess.

Она вышла несколько лет назад в журнале Down beat  (9/2012) и в оригинале доступна вот здесь.

Автор статьи, известный пианист Фред Херш, отмечает, что многие джазовые пианисты хорошо играют в составе трио и т.д.
и гораздо хуже справляются, когда играют сольно.
Он подвергает сомнению эффективность подхода при сольной игре:
voicings в левой руке и мелодическая линия в правой, т.к. как это ведет к потере взаимодействия между руками
+ левая рука часто играет механистично, может выпадать из контекста и общей динамики).




Пианисту необходимо грамотно распределять звуки в аккордах между руками и не забывать, что звуки каждого аккорда
могут быть независимы и обладать мелодическим потенциалом, т.е.
нужно работать над голосоведением.

И в качестве решения он предлагает использовать хоралы Баха.
Каким же образом?


______________________________________________________________________

I. Работа с хоралами

Итак, для эффектного голосоведения пианисту необходимо:

1) слышать все голоса по отдельности;
2) научиться грамотно распределять мелодические линии между руками
(верняя часть диапазона для левой руки и нижняя часть диапазона для правой руки).


Баховские хоралы – хороший пример четырехголосного изложения в действии.
Поскольку каждая линия предназначена для голоса,  она должна быть самостоятельной
и обладать определенными мелодическими достоинствами, а также может быть ритмически независима от других голосов.


При этом часто возникают ситуации, при которых партии баса и тенора расходятся на приличное расстояние,
т.е. тенор необходимо брать большим пальцем правой руки (см. примеры 1а и 1b).


Итак, Херш предлагает брать по хоралу в день и работать с ним следующим образом.

1) Нужно взять первую фразу и для начала играть парами по два голоса.
2) После этого играть группами по три голоса (при этом можно петь четверный голос).
3) Затем играть все голоса вместе и переходить к следующей фразе.
4) В конце играть все целиком, как написано.

Что это дает? Перенимается плавность голосоведения и независимость голосов.

______________________________________________________________________

II. Применение полученных навыков на конкретном материале

Теперь самое интересное. Берется любая джазовая и не только фраза.

1) Принимаем, что верхний голос может двигаться лишь плавно вверх-вниз по секундам
(трудно, но в перспективе помогает добиться плавного голосоведения) и отрабатываем это (см. пример 2).


          ! Подобная работа помогает при импровизации избежать страха «не тех» нот и стремления играть «безопасно»,
           например, по основным ступеням.

2) Затем играем по гармонии все 4 голоса половинными без дублирования голосов (см. пример 3).

3) После этого можно включать в игру проходящие тона четвертями с задержаниями или без них
+ оставлять половинные и целые ноты в верхнем голосе (см. пример 4).


4) Затем добавляются восьмые и задержания – получается эффект независимости голосов (см. пример 5).

          ! В такой практике уже важно поддерживать общий  поток движения, не останавливаться в поисках идеального решения,
          играть естественно.

          !Следующий уровень не повторяться, особенно в припеве, работать над разными вариантами голосоведения (и гармонии).

______________________________________________________________________

III. В качестве бонуса

Фред Херш пишет, что просит своих учеников купить всего две практические книги:


1) Charlie Parker Omnibook
2) Сборник хоралов Баха


Posts from This Journal by “гармония” Tag


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account