grt_pretender


Oh yes, I'm the great pretender

Блог о книгах и музыке


Previous Entry Share Next Entry
Перевал в середине пути (Джеймс Холлис)
grt_pretender


Уже давно известно, что так называемый «кризис среднего возраста» к фактическому возрасту имеет мало отношения.
У кого-то он начинается в 20, у кого-то в 25
30 (достаточно частое сейчас явление), а у кого-то даже в 5060.
Это важный переходный период, когда человек вырастает из своего прежнего опыта, но еще не знает, как осознанно
проживать свою жизнь. Можно сказать, что он не столько знает себя настоящего, сколько мнения других о себе.
Здесь уже не получится морально прилепиться к кому-то или получить готовое решение, здесь необходима внутренняя работа.


Именно после такого кризиса-переосмысления у человека появляется возможность стать психологически зрелой личностью.
Без этого он может так и продолжать жить фаталистом, стоять на месте, постоянно сомневаться в себе, зависеть от критики
и чужого мнения, обвинять в своих проблемах других, проживать не свои, а чужие ожидания, жить больше по течению/моде,
сравнивать себя с другими, купаться в прошлом и своих обидах/поражениях/недостатках. Иными словами, продолжать жить
неосознанно и не своей головой.

У такого человека, увы, мало шансов построить хорошие и долговременные отношения с кем-то, потому что он всегда будет искать
в другом человеке компенсацию того, чего у него нет.


Думаю, этот тот случай, когда нет смысла писать развернутый отзыв на книгу. Во-первых, потому что мои выводы будут очень личными,
а во-вторых, потому что у каждого человека свой кризис, свои демоны и каждый прочтет книгу совершенно по-своему.
Так что я лучше просто оставлю здесь несколько цитат, а там уж как в песне: думайте сами – решайте сами – читать или не читать)



Понравившиеся цитаты

1.
Пока мы остаемся бессознательными, мы по-прежнему будем нести в себе следы печали, гнева или непрожитой жизни
своих родителей. Разумеется, стыд мы тоже несем в себе, ибо, если человеку становится стыдно, значит, он ощущает себя
причастным к психологическим травмам других людей.

2.
Мне известно расхожее мнение о том, что психотерапия – это обвинение родителей во всех своих несчастьях.
Совсем наоборот: чем более чувствительными мы становимся к хрупкости человеческой психики, тем более мы склонны
прощать родителей за их ранимость и способность наносить раны другим. Главное преступление – оставаться бессознательным,
и отказ от соучастия в этом преступлении требует болезненных усилий. Какие бы травмы и недостатки мы ни нашли
в своей биографии, нам следует стать родителями самим себе.


3.
Так получается, что на стадии первой взрослости человек получает информацию не в результате истинного познания внутреннего
и внешнего мира, а посредством запутанных и навязчивых моделей и указаний, идущих от родителей и социальных институтов.


4.
Личность не дается человеку от Бога; она создается в ежедневной борьбе с дьявольским сомнением и неодобрением,
порождающими депрессию и ощущение ненужности.


5.
В период кризиса среднего возраста, который я предпочитаю называть Перевалом в середине пути, у нас появляется возможность
пересмотреть свою жизнь и задать себе вопрос, который иногда очень пугает, но всегда приносит облегчение: «Кто я такой,
если отделить меня от моей биографии и ролей, которые я исполняю?» Если мы начинаем понимать, что жизнь была посвящена
укреплению своего ложного Я, что мы отыгрывали свою временную взрослость, увлеченные далекими от реальности ожиданиями, –
значит, мы открыты для вступления в стадию второй взрослости, стадию настоящей личностной зрелости.


6.
… горечь и депрессия, которые ощущаются в среднем возрасте, прямо зависят от того, сколько энергии было потрачено
на несбыточные детские фантазии.


7.
Истинная сущность близких отношений заключается в том, что они никогда не бывают лучше отношения к самому себе.
То, как мы относимся к себе, определяет не только наш выбор Другого, но и качество наших с ним отношений.


8.
…вся современная культура представляет собой гигантское развлечение, оберегающее нас от одиночества и мыслей о себе.

9.
Проекции воплощают в себе то, что осталось неопределенным или неизвестным у нас внутри. Жизнь предоставляет нам возможность
избавиться от проекций, и, оказавшись в одиночестве и испытывая разочарование, нам следует взять на себя ответственность за то,
чтобы получать удовлетворение от жизни. Нас не спасет ни один человек в мире, никто о нас не позаботится, никто не исцелит нашу боль.
Но у нас внутри живет очень сложная личность, которую мы почти не знаем; она хочет быть нашим постоянным спутником,
и она к этому готова. Только когда человек признает крушение своих детских надежд и ожиданий и возьмет на себя полную ответственность
за поиск смысла своей жизни – только тогда начнется вторая взрослость.


10.
Совместная жизнь каждый день безжалостно устраняет все проекции; приходится признать свою непохожесть на Другого,
который не хочет и не может соответствовать большинству направленных на него проекций. Поэтому в среднем возрасте
люди приходят к заключению: «Сейчас ты совершенно иной человек, совершенно не похожий на того, на ком я женился
(или за кого выходила замуж)». А по существу он никогда таким и не был. Он всегда был кем-то иным – незнакомцем,
которого мы тогда почти не знали, да и сейчас знаем ненамного лучше. Поскольку анима или анимус спроецировались на этого Другого,
человек в буквальном смысле влюбляется в отсутствующие части своей личности. Это ощущение близости и возвращения домой
было настолько сильным и вселяло столько надежд, что утрата всего этого расценивается как катастрофа.


11.
Понятно, что модель близости, типичная для нашей культуры, наряду с надеждами, существующими на стадии первой взрослости,
предполагает взаимное растворение партнеров друг в друге, и это предположение основано на вере в то, что половинка,
которой я являюсь, с помощью союза с Другим будет восполнена до целого. Вдвоем мы превратимся в одно, вместе мы станем целым.

Такие ожидания, вполне естественные для людей, ощущающих свою неполноту и неадекватность перед лицом безграничного мира,
на самом деле вызывают замедление личностного роста каждого из партнеров. Когда реальная жизнь приведет к истощению
ложных надежд и ожиданий, а вместе с ними – сопутствующих им проекций, человек начинает ощущать потерю смысла жизни,
то есть потерю смысла, проецируемого на Другого.


12.
Но человеку не дано выбирать себе призвание; он является призванным. И смысл жизни по большей части заключается в том,
чтобы, услышав этот внутренний зов, ответить «да».


13.
Повторю еще раз: пока мы осознанно не повернемся навстречу своей судьбе, мы останемся у нее на привязи.
Нам следует отделить себя настоящих от тех, кем мы стали, от фактического, но ложного ощущения Я.
«Я – это не то, что со мной произошло; я – это то, кем я хочу стать». Смысл этой фразы должен каждодневно звучать в нашей голове,
если мы собираемся чего-то добиться в жизни, а не остаться пленниками своей судьбы.



Posts from This Journal by “экзистенция” Tag


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Холлис очень хороший писатель и терапевт, но мне его читать сложновато. Слишком много истины на квадратный сантиметр текста))) И. Ялом идет повеселее)))


да, правда, иногда там бывает слишком много самого Ялома на квадратный сантиметр текста)))

Ну может быть и так)


  • 1
?

Log in

No account? Create an account